Гималаи. Отчет о поездке в Непал. Аннапурна. День 0 — День 3

О, это слово — ГИМАЛАИ! Для меня оно обладало совершенно иным смыслом до поездки. Теперь я знаю и чувствую, что просветление можно получить и дома. Но опыт поездки все же не заменить ничем. Так стоит ли ехать в Непал или нет? Об этом ниже, а также список ошибок, от которых я бы хотел вас уберечь, если вы планируете ехать в Непал.

Также я осознал, что Черновцы (тот город, в котором я провел большую часть своей жизни) — прекрасный город, и это я говорю не просто так. То есть, это не просто слова. Это реальные критериально очевидные параметры. Воздух — чистейший, природа — богатая, цивилизация и инфраструктура очень даже очень! Ну ладно, почему так сравниваю с Непалом, и чем все таки привлекателен Непал — опишу ниже.

Вылет в Гималаи и долгожданный Непал

День 0

Летели флайдубаем
У компании flydubai біли акционные билеты, которые мы и купили втроем с моими напарниками.
Я благо зарегистрировался в их системе и на счет записались поинты, которые сослужили мне потом помощью в обмене билетов на другую дату и мне не пришлось сильно доплачивать.

Приехав в Одессу мы все встретились и поехали в аэропорт, и тут Богдан узнал что он забыл карточку, и теперь по правилам компании флайдубаи его могут не пустить в самолет. А я как раз перед вылетом потерял карточку и сделал все необходимые документы подтверждающие факт замены карты, чтобы меня тоже пропустили на рейс. По дороге в аэропорт звонили в банк и решали этот вопрос по пройденным мною алгоритмам. Но в итоге они не понадобились так как женщина представитель была понимающая и мы трое обаятельных парней спокойно сели на рейс.

Перед этим была еще одна миссия: успеть разложить вещи чтобы не превысить лимит по весу. Для меня это была проблема, так как я взял 2 рюкзака (50 литровый терра и 20 литровый маленький в ручную кладь) и все они были набиты. Ограничение было 20 и 7 кг соответственно. Часть я отдал Богдану. Пакет риса и сахара я отдал бабульке которая убирала в холле аэропорта, так как это были еще 1,8 кг веса.

Этот рюкзак — это было что-то.))

Чуть не задержала полиция в Дубаи
Прилетели сначала в Дубаи, где посидели немного, подождали Юру, так как на его ключах вдруг  обнаружили брелок из патрона с гильзой. А в Одессе кстати не заметили и ничего не сказали (или в Одессе можно такое провозить). Это было неожиданно, так как Юра вообще забыл про этот брелок, который болтался среди множества других на его ключах. В итоге все обошлось, они вскрыли брелок и не нашли там ничего, забрали сам патрон с гильзой и выписали предупреждение. Эх, но нервы чуть напряглись.

Поэтому: будьте внимательны, не захватили ли вы случайно что-либо что может вызвать подозрения и быть запрещенным для перевозки.

Потом мы поели за 7,5 долларов каждый. Взяли немного индийской кухни, это было начало остроты, которую я потом уже не очень любил.

Потом полет Дубай — Катманду.

Началось с беглого осмотра столицы Непала — Катманду
Я честно говоря почти ничего не запоминал, так как абсолютно на все смотрел сквозь легкую усталость от полета.

Флешбеки, которые остались это:
— долго искали где остановка автобуса ..так как таксисты берут по 6$ а автобус 0.8$
— худые коровы, как дворняжки и роются в мусоре
— пыльно очень и люди в респираторах
— провода закручены на столбах, как вермишель
— запах специй и старого мокрого мусора и пыль — не совсем то чего ожидал)
— много других туристов и просто бегущих и идущих куда-то людей

Хорошо что Юра знал куда и как проехать в нужный нам район, плюс по дороге уточнили у местных. Мы приехали и оттуда пошли искать знакомых и хостел.

По дороге видно остатки разваленных зданий еще со времени землетрясения, которое было тут в 2015.

В район Басантапур на Фрик стрит мы прошли бесплатно и потом проходили также. Хотя для некоторых туристов там вход платный. Вообще во многие исторические части города платный вход, но надо знать лайфхаки. Мы просто уверенно шли, а иногда показывали/говорили полицейскому, который собирался что-то говорить «грин хаус хостел» и все.

Нашли жилье. Пообщались с знакомыми.
Обменяли доллары. Курс примерно 100$=10 200 рупий.

Когда говорили за жилье то сторговались с 10$ до 8$ за две комнаты. Это за все вместе: комната на двоих и на одного. Без вай фая. И вообще хороший вай фай — тут не везде, мягко говоря. Сами комнаты были прикольны и своеобразны тоже мягко говоря. Но спать на постели, которая там была я не решился, как и Богдан. Вечером стелил каремат прямо на кровать.

Успели купить симкарту. Тут у них она стоит 1,9 доллара. И обязательно нужно оставить отпечатки пальцев и написать имена родственников и адреса, и вообще заполнить большую анкету. Юра взял себе одну сим карту. Мы с Богданом решили, что нам она не понадобиться.

Еще покушали в местном кафе за 1,2 доллара безлимитным рисом и острейшими соусами. «Далбат» называется блюдо. Если берете «Далбат», то вам потом будут предлагать добавить еще рис и соусы и все что входит в блюдо бесплатно.

Прогулялись по городу, купили сушеного мяса буйвола. Купили еще кроксы (удобные такие полиуретановые тапки для прогулок по городу, так как в треккинговых кроссовках было жарко)

Мы решили еще купить дополнительно все нужное, что забыли. Кто орешки(Богдан), кто палки для трекинга(я), кто каремат(Юра).

Немного поблуждали в поисках мест где продают это все, там поторговались и купили нужное дешевле. Палки 8$, орешки 1$, каремат 7$.

Купили папайю. Первый раз пробовал, ничего так, но вкус не сильно понял и не запомнил.
Вечером пообщались с знакомыми на крыше нашего хостела (5 этаж). Крыши там кстати у всех плоские и на них обычно стулья столики стоят и белье вешают или просто сидят наверное отдыхают вечером. У нас было отлично. Потом адрес этого хостела скажу (после всей статьи, внизу)

Потом пошли спать. Завтра первый день трека. Решили сильно не отдыхать так как надо успеть пройти трек, а потом уже и Катманду посмотрим. Постелил каремат на отельную кровать и в одежде лег спать чуть чуть укрывшись предоставленным ими одеялом.

Первый день треккинга вокруг Аннапурны и усталость с температурой

День 2

Утром мы пошли на автобусную станцию. По дороге проехались на микробусике. Рюкзаки на крыше а мы почти на корточках сидя внутри.
Прикупили минеральной воды за 25 рупий ( 0,25 $).Рюкзаки зааинуди на крышу автобуса, где я сам лично залез и проверил как все перевязали чтобы ничего не улетело. И поехали в 7 часовую поездку до поселения Бесисахар.Серпантины отвлекали нас от того чтобы скучать, а забистость автобуса от того чтобы расслабится. Я сидел на передних сидениях и мои колени почему то плотно упирались в переднюю сидушку и не хотели поместится в непальский размер сидения. Потом на мое полтораместное место подсадили школьника, потом женщину, потом бабульку, потом все вышли.

В непальских автобусах есть особенность. Там есть водитель и паренек типа кондуктора/грузчикасумок/зазывалы/помощника. Он висит во время движения в открытой двери и кричит куда едем подбирая желающих прямл с дороги. Иногда выходит и идет паралельно езде автобуса при малой скорости, и иногда успевает быстро взять у каких то знакомых чтото из фруктов и дальше запрыгивает в дверь. Держиться за перила и хлопает по автобусу когда ничего интересного и можно ехать или наоборот надо притормозить — это своеобразный язык общения с водителем.

С нами в автобусе в роли этого помощника зазывалы ехал парень с перемотанной головой, видимо не успел увернутся во время какой то поездки пока торчал из дверей автобуса на ходу. Водитель был таец. И с нами ехала группа из 2 тайцев и 3 таек. Я, кстати с самой посадки перекинулся с ними парой фраз на английском. Они как и многие офигели от веса наших рюкзаков и времени за которое хотим пройти трек. Но всю суть про рюкзак и его вес я осознал чуть позже.

Под конец пути в Бесисахар я смог сесть к Богдану на более свободное место в середине автобуса, и мы говоря о брюсе ли и джеки чане незаметно доехали до места надначения.

Тут был момент интересный. Мы скинули вещи с крыши. И чувак который помогал помощнику води еля скинуть их сказал что ему надо за погрузку и отгрузку и перевозку на крыше заплатить по 1$ за каждый рюкзак. Мы сказали что у нас есть билеты и все было уплочено в кассу. Но он не повторял свое, и тогда Юра спросил его документ который подтверждает что он имеет право брать за это кеш. Тот бормотнул что-то и залез в уже отъезжающий от нас автобус. Автобус поехал дальше, а нам предстояло идти этот путь пешком.

Мы надели наши огромные рюкзаки и еще полные сил полетели по дороге в сторону нашей цели — перевала Торонг Ла. Не сразу нашли верный выход из Бесисахара, но через пару минут вернулись и пошли верно.

Сразу скажу, что почти весь трек вы идете по дороге, потому заблудиться сложно. Плюс есть опознавательные метки краской на камнях, скалах и т.д.

Вот мы идем. Я сначала надел термо кофту и сверху виндстоп и флисовую балаклаву, что было ошибкой. Было достаточно жарко. Ладно, было жестко жарко. Но иногда капал дождь и дул ветер.

Температура поднялась примерно до +22 градусов.

Богдан при выходе из Бнсисахара вдруг заметил, что он оставил свою треккинг палку в автобусе. И все время смотрел за автобусами проезжающими обратно (наш автобус мог возвращаться назад нам на встречу). Так как палка была его отца и ее терять было вдвойне неприятно.

Мы шли с 15:00 до 20:00 и прошли 17 км. По дороге были пара родников где мы набрали воду (в бутылку которая осталась после, река, несуолько китайских гэс в процессе строительства.
Gimalai_Nepal_Annapurnatrek
На половине дороги я ощутил что устал. Еще бы. В рюкзаке лично у меня было около 28 кг. Ноги иногда ловила судорога.

Уже вечером недалеко от Nhgadi случайно встретили непальца который пригласил нас в свой мини отель. На самом деле это оказался сарайчик из фанеры на три кровати, но достаточно уютный, и даже с москитной сеткой.

Вечером мне стало совсем плохо и я еле дошел до Nhgadi и нашего места ночлега там. Сил небыло. Я просто упал на лавочку, а потом на кровать. Парни даже помогли занести рюкзак к кровати. Всю ночь меня температурило, плюс еще сказывался недолеченный кашель после гриппа, которым я переболел еще дома перед отъездом.

День 3

Утром я проснулся в 9 и было очень тяжело вставать, так как вчерашние судороги в ногах от усталости точно не добавили сил.

Но пришлось подняться, заварить овсянку со сгущенкой и съесть ее всю не смотря на непонимание со стороны организма, который еще выходил из сна. И вот мы сидим за столиком и завтракаем, как вдруг слышим голос тайа, одного из тех которые ехали с нами в автобусе, он был старшим их группы и он держит в руке треккинговую палку Богдана!! Это было очень неожиданно и случайно, что они остановились через дом от нас и он утром вышел поискать нас где то рядом, и то что он взял палку из автобуса и запомнил что она принадлежит нам! Поэтому совет: общайтесь с разными нормальными людьми попутчиками, даже просто перекиньтесь парой фраз, и вполне возможно они вам помогут если что.

Богдан был доволен. Мы уже были собраны и двинулись в дальнейшую дорогу. Сегодня нас ждали новые 20 км, и примерно 8 часов ходьбы. Я снова одел балаклаву на шею (ее просто некуда было деть, рюкзак забит до отвала), но теперь без виндстоппера.

Первые 2 км давались нормально. Я одел ботинки, вместо кроссовок, так как еще не понимал, будет холодно или нет. Это было ошибкой, идти в ботинках. Но потом было уже все равно)))

Кстати перед отъездом у меня защемило позвонок в спине. Так вот, после первого дня все мои мышцы просто перестали ощущаться и кажется что он прошел изза адской усталости, когда я сидел чуть ли не на каждом камне. Вообще камни стали моими друзьями на протяжении всего треккинга. Именно на камнях я восстанавливал силы и подпитывался солнечной энергией непала, хотя потом еще добавился просто снег на котором я лежал без движений, но это уже было на финишном перевале…так что продолжим по порядку.

Вода здесь уже стоила не 0.2$ а 1$, но это не остановило меня и я купил еще бутылку, так как от вчерашней воды ничего не осталось и набрать ее бесплатно было негде.

Кстати, ВАЖНО сказать, что я утром выпил витамины. И вообще еще до поездки за месяц я начал принимать витаминные комплексы, и всю дорогу пил витрум и иногда добавлял еще растворимый супрадин, что способствовало моему более хорошему самочувствию. Не представляю как бы я ощущал себя без них. Плюс ее кушал таблеточки глицина, для улучшения усвоения кислорода мозгом, чтобы подготовить себя к 5 тысячам метров на которые нам предстояло подняться. Я же все таки не альпинист ни разу. Потому сильных иллюзий насчет своей подготовки не питал, и никому не советую. Хотя ощущение что я супермен сначала было)

Самое обидное в треккинге, когда ты поднимаешься на неплохой такой подъем, а потом спускаешься и потом снова нужно подниматься, просто потому что такая дорога. А когда за спиной 28 кг, это кажется тебе особым мазохизмом.

Потому примерно на 7 километр нашего пути, после обеда, когда я шел сильно позади парней, я понял что нужно что-то решать. Иначе я мог сильно задержать весь наш путь.

И после пары проехавших мимо джипов я присмотрелся к одному из следующих, чтобы остановить и проехать на джипе. Мой организм мне говорил одно — ложись и спи, просто ложись, где угодно ложись, и просто лежи без движений. Но не смотря на это я кидал ноги вперед и опирался на палки. Они в такие моменты были очень полезны.

В итоге я ловлю один из джипов, который был заполнен. Мне говорит гид 20$ если хочешь ехать, и ехать будем в кузове пикапа а не внутри, так как там дороже. В кузове уже гора рюкзаков и три туриста как и я. Но мои рюкзаки округлили их глаза. Я хотел поторговаться, но тот не сбавлял цену, потому я сказал ок и забросил рюкзаки в кузов куда залез и сам. Парни шли впереди. Когда мы проезжали мимо них я крикнул им из кузова джипа, что мол «парни я поехал так как не смогу нормально идти и буду впереди и если что встретимся на дороге». В этот же момент я понял, что даже не узнал насколько далеко мы едем вперед, а мои новые знакомые по треку, которые сидели в кузове также этого не знали, или просто плохо меня услышали и не смогли ответить.

Хотя все это было не так важно, так как главное это то что я ехал вперед, но мои ноги не шагали. Хотя ехать на горе рюкзаков в тесном кузове с 4 людьми, где ты 5й, и где постоянно кидает машину на кочках и камнях, а ты то и дело трешься боком или головой о металлические трубы или борта кузова — тоже не самое расслабляющее. Но я умудрялся даже вздремнуть на пару дестяков секунд. Плюс скорость и ветерок приятно снижали градус жары.

Спустя минут 5 я уже познакомился и на английском разговаривал с молодой парой из Чили, а также чиновником из Канады, и непальским пареньком тинеджером (помощником водителя джипа), и все они еще были в шоке от веса и объема моего рюкзака, и недоумевали зачем я взял палатку и каремат.

Потом пошел дождь, и мы накрылись тентом, и сидели в кузове да еще и под тентом как в палатке. А чилийцы и непальский тинейджер как-то смогли еще и покурить в такой ситуации, хотя и чуть не прожгли чей-то рюкзак. Хоть мне эта обстановочка была не супер приятна, но выхода в прямом смысле слова небыло (не выпрыгну же я из джипа на ходу в обрыв с серпантина).

Время от времени я приподнимал боковую часть тента, и смотрел на захватывающие виды водопадов и просто зелени и гор. Это был первый момент когда я почувствовал, что просто наслаждаюсь красотой гор, а не думаю про усталость и рюкзак, который натирал спину. Второй такой момент наслаждения у меня наступил на высоте 4000 метров, когда я отдохнул один день. И уже после трека в Покхаре. Итого 3 дня ощущения удовольствия из 16 дней…Об этом позже в итогах.

По дороге остановились в кафе, в центре небольшого поселка на 10 каменных домиков. Серпантин и слева справа по паре домиков. Справа по центру поселка было кафе с видом на ущелье и реку внизу. Цены как обычно от 0,6 доллара за чай, примерно от 2 и до 6 долларов за блюдо (омлеты, рис, лепешки, панкейки, момо(типа хинкали)).

Там во время обеда начал нетворкинг. Знакомился со всеми попутчиками более детально, а с кем то просто перекинулся парой слов. Раздал сушеные бананы, которых у меня было слишком много и также всякие ананасы сушеные и орешки. Чилийцы сказали спасибо, но они были какие-то напряженные. В итоге больше всего пообщался и пообедал за столом с Матеушем, парнем из словении. Он бухгалтер, и он после трека вокруг аннапурны еще запланировал идти к базовому Эвереста. А это ребята еще 14 дней вверх минимум (после 16 дней вокруг Аннапурны), и перелет перед этим а потом подъем на 5400 метров. В общем он спокойный и спланированный, но так вот реализует свою тягу к отдыху от работы, насколько я понял. Ему понравилось то чем я занимаюсь, я рассказал про тренинги и коучинг, обменялись историями из жизни и убеждения/ценности совпали, что создало нормальную атмосферу для общения.

Поехали дальше. Ехали с чилийцами и непальским подростком в кузове уже почти молча, так как наговорились в первой части поездки. Но потом подросток начал истерически веселится, когда подобрали его дружбана лет 15 на вид. А дружбан еще гитару забросил к нам в кузов, и они начали на ходу пробовать брынчать, и петь что-то, чилиская девченка подхватила мотив и тоже что-то запела. Потом подросток начал учить ее и нас типа всех непальскому, а в это время нас всех кидало из стороны в сторону и иногда било спинами и головами о кузов, так как дорога была адская. Девочка чилийка веселилась и подросток подумал что стоит с ней позаигрывать, и пофлиртовать, не смотря на то что рядом сидел муж чилиец. Но наверное когда 5 людей в тесном кузове под тентом и с гитарой, едут на горе рюкзаков, когда снаружи льет дождь , а джип кидает из стороны в сторону, сознание людей может затуманиваться. Он то хватал ее за ногу и смеялся во весь голос, потом начали играть типа в ладушки, говоря мне что это хороший способ согреться. Я не вступал в этот интерактив. Потом чилийка поняла что уже перегибает, когда маленький непальский казанова начал типа в шутку хватать ее ногу выше, почти за ляшки, и гладить ей голень. Тем более муж чилией напрягся и не улыбался так толерантно, а предложил пареньу тоже поиграть в ладушки, и так играл, что у юного непальца руки от удара ладонями зазвенели.

Сумашествие длилось не долго. Мы приехали в поселок Дарапани. Расплатились с гидом. Я дал двадцатку (20 долларов). Проехали мы в тот день около 25 км сильно вверх по серпантинам. Я подумал, что парням будет не легко подниматся наверх. Уже потом при встрече через 6 дней я узнал что они в тот день прошли 28 км, то есть еще 21 км с места на котором мы попрощались. Правда повторять этот опыт они, как признавались позже, точно не захотели бы.

Итого, в Дарапани я с чилийцами скооперировался жить вместе — так дешевле. И мы искали жилье за завтрак и ужин, без оплаты комнаты (тут часто такая практика «акомодейшн фри, джаст брекфест н диннер», выходит примерно 10 долларов затрак ужин на двоих).

В итоге мы поселились по этому формату благодаря тому, что я пообщался с гидом и он поселил нас в отель но попросил никому не говорить, что мы живем по этим условиям. Поселились.

И потом пошел в столовую нашего отеля (three sisters hotel). Там поставил на зарядку телефон, и сел слушать разговоры французов и других иностранцев за большим столом. Потом умывание холодной водой и пошел спать.

Когда мы поселились, я перебрал все свои вещи в рюкзаке, отдал килограмм халвы чилийцам (второй килограмм оставил себе…но в итоге через пару дней и его потом отдал кому-то). Лег спать в спальнике и термобелье из флиса и мне было очень даже тепло. Ночью полил невероятно сильный дождь, который было слышно сквозь закрытое клеенкой окно в нашей комнате, которое я прикрыл дождевиком и рюкзаком.

Договорились с чилийцами встать в 6 утра и пойти вместе на трек дальше.

На утро чилийцы прямо в комнате вскипятили воду на газовой горелке и в силиконовой чашке, потом еще кинули туда спец для очистки воды. Так они дезинфицировали местную воду из крана. Я запомнил что тоже так смогу сделать, если не продам газовый баллон который мы купили в Катманду, но к которому не подошла горелка Юры. Только мне предстояло купить свою горелку где-то. По вайфаю прикинул цены в Украине, и примерно ориентировался на такие же, чтобы купить где-то по дороге тут.

А про то, что было дальше и в следующие дни, когда я сам ночевал в палатке и шел по 20 км среди гор, иногда встречая других треккеров, и как все таки встретился с парнями Юрой и Богданом — в следующих частях.